Прошедшее 4 марта заседание Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) обернулось громким скандалом. Правозащитники разругались из-за заявления 30 членов СПЧ о недопустимости ввода войск в Крым. Конфликт дошел до такой точки кипения, что ряд членов президентского Совета, представляющих лояльные к власти организации, демонстративно покинули зал заседаний Совета после того, как их коллеги отказались обсуждать вопрос о снятии с сайта СПЧ текста заявления.

Заявление правозащитников было опубликовано на сайте СПЧ 2 марта, под ним поставили подписи 30 из 61 члена Совета. В своем тексте они потребовали "полностью исключить использование вооруженных сил в ходе урегулирования внутриполитического кризиса на Украине". Позднее шесть членов совета также опубликовали свой текст, не согласившись с мнением группы.

Внеочередное заседание СПЧ начиналось как обычно. Со вступительным словом попытался выступить председатель Совета Михаил Федотов, он напомнил главную тему обсуждения: "Медиа гражданского общества: трудности становления". Но его перебил вошедший на трибуну член СПЧ Игорь Борисов (председатель совета Общероссийской общественной организации "Российский общественный институт избирательного права", бывший член ЦИК), который потребовал незамедлительно обсудить опубликованное заявление по Украине.

"Так дальше совету больше работать нельзя. 2 марта было опубликовано сообщение о ситуации на Украине. Это было политическое, а не правозащитное заявление. Данным политическим заявлением вышли за свою компетенцию", — заявил Борисов.

По его мнению, отдельные члены совета, приняв заявление по Украине, преследовали корыстные мотивы, возомнили себя наднациональными судьями, поддавшись диктату Запада. Он потребовал провести разбирательство и впредь не нарушать регламент СПЧ.

"Вы сами сейчас растоптали этот регламент!" — кто-то выкрикнул с места.

Неожиданно другой член СПЧ Мария Большакова заявила, что подписавшие заявление — иностранные агенты, они против президента России.

Ее поддержала коллега по совету Елена Николаева.

"Этот вопрос не является компетенцией совета. В Одессе начались еврейские погромы. Как можно нацистов поддерживать?!" — возмутилась Николаева.

Борисов потребовал убрать заявление с сайта СПЧ и провести расследование, как оно могло появиться на официальном ресурсе Совета.

"Я хочу потребовать от совета разбирательство, прекратить насилие над нашими нормативными документами и руководствоваться нашим регламентом", — потребовала Большакова.

В свою очередь председатель совета Михаил Федотов возразил, что каждый член СПЧ имеет право свободно публиковать любое заявление и это не противоречит регламенту.

Заявление группы воспринимается как заявление всего совета, поддержал позицию Борисова Кирилл Кабанов. Чтобы впредь этого не происходило, имеет смысл внести в регламент изменения и публиковать на сайте совета только те решения, которые поддержало большинство, предложил Владимир Легойда.

"Совет создавался не для того, чтобы делать заявления, он должен консультировать президента, а не делать политические заявления", — заметил член Общественной палаты Иосиф Дискин.

Вместе с этим участникам совета потребовалось полтора часа, чтобы определиться с повесткой заседания. Они не хотели начинать дискуссию по заявленной теме пока не будет обсужден вопрос о заявлении правозащитников. Кроме этого участники заседания не смогли поделить трибуну для выступления. Без разрешения председателя один член совета подбегал к месту выступления, за ним другой. В зале стоял шум. Заседание больше напоминало урок в школе с разбушевавшимися учениками.

Попытки Федотова вернуться к основной теме обсуждения оборачивались тем, что члены совета начинали заглушать голос председателя хлопками и улюлюканьем. Тогда Федотов был вынужден напомнить коллегам: "Здесь не Майдан, а заседание президентского Совета".

В итоге решили поставить вопрос на голосование о снятии с сайта СПЧ заявления по Украине. Однако это предложение не нашло поддержки у большинства присутствовавших на заседании, после чего недовольные таким развитием событий ряд членов совета покинули зал.

Впрочем, этот демарш не помешал продолжить заседание и начать обсуждение заявленной темы об основных проблемах независимых СМИ. В частности, обсуждалась проблема телеканала "Дождь", который был отключен от вещания кабельными операторами после того, как попросил телезрителей ответить на вопрос, можно ли было в блокаду спасти ленинградцев, если бы город сдали немецким войскам. После этого телеканал понес большие убытки.

На заседании Совета гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева сообщила, что без серьезной поддержки канал может прекратить свое существование через месяц-другой.

"На сегодняшний день нам осталось жить месяц. Сегодня я попрошу ребят сократить зарплаты, тогда мы сможем прожить еще два месяца", — сказала Синдеева.

Совет по правам человека пытался оказать поддержку "Дождю" и 13 февраля выступил со специальным обращением, а позже направил в Роскомнадзор запрос о проверке действий операторов связи, прекративших вещание телеканала в своих сетях. Но в ходе проверки ведомство не нашло нарушений.

В результате СПЧ предложил организовать встречу с президентом и руководителями независимых СМИ, на которой они хотят рассказать президенту о проблемах медийной отрасли.

P.S. Как стало известно, участники демарша из числа ушедших с заседания СПЧ требуют расформировать совет и сменить руководство СПЧ, об этом заявил позже Игорь Борисов. По последней информации, на место Федотова сейчас предлагают две кандидатуры — уполномоченного по правам человека Владимира Лукина или московского омбудсмена Александра Музыкантского.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter