Не секрет, что для многих людей, определяющих политику нашей страны, Россия ограничивается Садовым кольцом. Однако мы знаем: это далеко не так. Получить представление о том, как на самом деле живется в нашей стране, можно, если поинтересоваться, что же за этим Садовым кольцом происходит. Редакция Каспаров.Ru решила посвятить отдельный раздел статьям о жизни российских регионов, увиденной глазами местных журналистов.

Экономический кризис набирает обороты, результаты его уже никто не берется предсказать. Безработица, безысходность, нарастающее недоверие по отношению к власть имущим... Особенно когда "светоч жизни" и "солнце поколений" всего региона — пензенский губернатор Василий Бочкарев — призывает убить "диванную болезнь", встать, заняться бизнесом и разбогатеть. И невдомек, видимо, областному кормчему, что многим людям нечего есть было уже вчера, хочется кушать сейчас и до завтрашнего мифического пряника просто не дожить.

Все как бы хорошо

На реализацию программы по снижению напряженности на рынке труда Пензенской области выделено 283 млн рублей, из них 269 млн — это деньги из государственного бюджета, а чуть более 14 млн рублей — из областной казны.

В областной программе обозначены три способа занять безработных: проведение общественных работ, дополнительное профессиональное обучение работников и организация малых предприятий, в первую очередь кооперативов. Государственные средства в рамках программы выплачиваются работодателям, которые берут в качестве вспомогательных работников людей, находящихся под угрозой увольнения или работающих неполный день.

В Пензе на территориях крупных промышленных предприятий, где есть свободные площади, власть призывает создавать малые предприятия для производства любой продукции, которая пользуется спросом у населения. Аренда площадей может быть льготной для предпринимателей. Кроме того, малые предприятия пользуются еще и налоговыми льготами.

Власть также рекомендует людям, которые уже остались без работы и состоят на учете в службе занятости населения, объединяться и пробовать совместными усилиями начать собственное дело. Например, кредитный, заготовительный, закупочный, производственный кооперативы, а также предприятия для переработки сельскохозяйственной продукции. Деньги на это выделяет государство.

Все продумано, отточено, осталось только воспользоваться. Ура, да и только. Однако, как поется в известной песне Виктора Цоя, все на месте, да что-то не так...

Инженер плясать не станет

Разумеется, речь не идет о том, что в области не нашлось тех, кто внял областной программе и начал новую жизнь с чистого листа. Но если все так здорово и прекрасно, то почему только с начала 2009 года безработных в Пензе стало вдвое больше и эта цифра продолжает расти? Почему безработный люд не ломится гурьбой на так называемые общественные работы за гроши, а предпочитает страдать "диванной болезнью", экономя на проезде до места этих самых общественных работ? Почему изгоняемые с работы инженеры, педагоги из сел Пензенского района и медперсонал гарнизонного госпиталя не прониклись уважением к партии и правительству и не пошли строем переучиваться на сварщиков и штукатуров?

Нет, не потому, что лежа умереть от голода легче, чем в тщетных поисках хлеба насущного. А потому что есть такое понятие, как чувство собственного достоинства. Сие неведомо чиновнику. У стряпчих есть только одно чувство — страх: не угодить начальству, потерять насиженное "хлебное" место и попасть в разряд простолюдинов, что для чиновника равноценно смерти... А врач всегда останется врачом, а не станет сварщиком, пусть даже он будет умирать с голоду. Настоящий инженер никогда не будет плясать под гармонь перед туристами в некой фольклорной деревне, что строится в Бессоновском районе, а экономист с артистом областной филармонии не станут возделывать картофельные поля по зову губернатора.

Призывы открывать свой бизнес — тоже пустой звук. И звучат они для отчетности перед федеральным центром в рамках антикризисной программы.

Ведь тот, кто способен к предпринимательству, безо всяких призывов уже стал бизнесменом лет пятнадцать назад и либо живет во дворце, либо "топчет зону", либо просто разорился и нищенствует. Ибо количество мест на олимпе бизнеса строго ограничено. И это хорошо понятно тем, кто сейчас выдвинул идею насчет хождения безработных в бизнес. Опять же, допустим, собрались бывшие учителя с врачами и бухгалтерами в кучу, как рекомендовано, учредили кооператив, начали носки вязать да решета делать, пироги печь или страусов с бизонами разводить. А потом все это куда? Кто купит? Можно на ложках перед туристами играть в косоворотке, а какой дурень от безденежья попрется именно в Пензенскую область фольклором наслаждаться в рамках сельского туризма? Иными словами, какая такая продукция сейчас пользуется жутким спросом у населения, не имеющего средств к элементарному существованию?

Местные власти должны помочь безработным оформить свое предприятие, поэтому  в качестве стартового капитала выдают максимальное пособие по безработице за 12 месяцев. Чиновники уверены, что этих денег хватит, к примеру, на покупку мотоблока или несложной теплицы.

А на что жить, пока дело не приносит дохода, никакой программой не предусмотрено,

ибо безработный, получивший такое пособие, с учета снимается, и про него забывают — еще на одну единицу отчетная цифра по безработице уменьшилась.

А вдруг за этот месяц не получилось с мотоблоком "деньгу зашибить"? Или в теплице огурцы не успели вырасти, а если выросли, да их никто не купил? Естественно, уволенный психолог из Алферьевской школы Пензенского района предпочтет иметь сейчас гарантированное пособие на кусок хлеба в день, чем призрачное благополучие с мотоблоком в далеком будущем, радужно нарисованное чиновниками, отвечающими головой за снижение безработицы в регионе.

Штабной конфуз

В начале февраля сего года председателю регионального правительства Александру Черницову губернатор Василий Бочкарев поручил провести реорганизацию областного антикризисного штаба. Штаб необходимо было разделить на секции по сферам производства. Во главе секций поставить ученых и представителей бизнеса, имеющих навыки антикризисного управления.

Потом при Бочкареве должна была появиться еще одна новая структура — некий антикризисный совет. Губернатор тогда подчеркнул на очередном совещании, что ему нужны антикризисные советники, действенный коллектив, который сможет предложить четкий план действий. Совет должен был работать на общественных началах и заниматься промышленностью и строительством. Рассудительные чиновники тихо усмехнулись в кулак, а область тогда наивно вздохнула с облегчением — вот он, выход из тупика! Теперь научат, как извлечь пользу от дыры в кармане!

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области,

объем промышленного производства в области в январе-феврале текущего года снизился на 13,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В частности, производство машин сократилось на 21,5 процента, транспортных средств и оборудования — на 60 процентов, металлургическое производство — на 33,7 процента, целлюлозно-бумажное — на 38,1 процента. Сокращение объема производства продолжается. А про штабы с учеными советниками речи с высоких трибун больше не льются.

Виктор Шамаев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter